Газета РСХ (официальное издание Российского союза химиков) (№ 1 (10), 2005 года)
Химическому образованию отраслевую поддержку!
От редакции
Сегодня из уст большинства руководителей химических предприятий можно
услышать тезис о катастрофической нехватке молодых кадров на производстве. Средний возраст
работников по оценке экспертов в лучшем случае составляет 40 50 лет. Такой «износ» трудовых
резервов обусловлен рядом неоднократно обсуждавшихся причин. Мы не будем их перечислять, они
и так известны. Однако, по единодушному мнению редакции Газеты PCX, существует еще одно,
не менее важное обстоятельство, тормозящее приток молодых специалистов в отрасль, а
именно плачевное состояние учебных лабораторий школ, техникумов и вузов, вызывающее
антипатию к дальнейшему изучению химической науки еще со школьной скамьи. О своем
видении решения этой проблемы в Газете PCX выступил генеральный директор ЗАО «НПО Экрос»
Олег Витальевич Арапов.
Химическая промышленность является одной из наиболее динамично
прогрессирующих отраслей XXI века. От уровня ее развития в совокупности с
научно-исследовательской базой зависит экономический потенциал любого промышленно
развитого государства. В такой ситуации российским предприятиям, чтобы удержать
свои позиции по ряду химикатов на внешнем рынке, а также расширить экспорт за счет
химической продукции с высокой добавленной стоимостью, необходимы специалисты,
способные применять на отечественных производствах передовые промышленные технологии,
умело использовать новейшее оборудование и участвовать в развитии химической науки.
Тем более не стоит забывать, что не за горами вступление России в ВТО, которое
повлечет ужесточение конкуренции на внутреннем рынке и серьезно осложнит состояние в
отрасли, если сейчас не принять конструктивных мер.
ОЦЕНКА СИТУАЦИИ
Необходимо создать все условия, чтобы любовь к химии прививалась подрастающему
поколению с ранних лет. По оценкам экспертов, за прошедшие годы 60 % учреждений
среднего специального химического образования столкнулись с отсутствием интереса выпускников
школ к инженерно-технологическим специальностям. Вследствие этого училищам и
техникумам пришлось закрыть ставшие непопулярными направления и открыть престижные гуманитарные специализации:
маркетинг, рекламу, экономику. Однако кто будет работать в будущем на производстве и
непосредственно выпускать продукцию, если рынок труда уже наводнен «специалистами в
области продаж»? Вопрос остается открытым и требует незамедлительного решения.
Отсутствие интереса у выпускников школ к химической науке связано в первую
очередь с физическим и моральным износом оборудования школьных кабинетов химии. Уровень оснащенности
учебных лабораторий один из важнейших параметров в системе подготовки кадров для химической отрасли.
Износ материально-технической базы обеспечения предметов естественнонаучного цикла
средних и средних специальных учреждений составляет 83 %! Можно ли ждать, что устаревшее и изношенное
оборудование привлечет интерес учащихся к научной или производственной деятельности? Средняя
оценка по химии по результатам Единого государственного экзамена выпускников приблизительно три балла! Через пять
лет, когда подойдет к выпуску поколение начала 90-х годов (пик спада рождаемости), недобор в полной
мере ощутят химические и технологические факультеты высших учебных заведений страны. Следствием этого
станет острый дефицит кадров на производстве, который может привести к кризису в отрасли.
КТО ДОЛЖЕН КОВАТЬ КАДРЫ ДЛЯ ОТРАСЛИ?
В условиях инертности государства подготовкой кадров для химической отрасли должны
быть озабочены не только работники сферы образования, но и те, кто наиболее заинтересован в приходе новых
кадров. Каждый руководитель предприятия может внести посильный вклад в дело поддержки
химического образования в России, инвестируя тем самым в развитие отрасли.
Инвестиции эти себя обязательно окупят! Предприятия (особенно градообразующие, на
которых работает большинство взрослого населения города или поселка), вкладывая деньги в оснащение
кабинетов для местных школ и училищ, могут рассчитывать не только на гарантированный приток кадров, но
и на то, что молодых специалистов, подготовленных на новейшем оборудовании, не придется переучивать в
цехах в ущерб производству! Кроме того, организации смогут рассчитывать на лояльность и
благодарность родителей учеников, не говоря уже о том, что каждая грамотно организованная спонсорская
акция это возможность для предприятия сделать одновременно хорошую рекламу себе и своему
продукту.
МЫ ГОТОВЫ ОКАЗАТЬ СОДЕЙСТВИЕ
Именно видение проблемы кадрового дефицита послужило поводом к разработке и
реализации нашего проекта «Учебная лаборатория», В основе концепции лежит идея создания в кабинетах
химии и в студенческих лабораториях современных рабочих мест учащихся и преподавателей, оснащенных
новейшими образцами лабораторной мебели и химико-лабораторного оборудования.
По замыслу современная учебная лаборатория должна не только повысить качество
обучения, но и показать подрастающему поколению перспективы реализации своих талантов здесь, в России,
тем самым обеспечив отечественную науку и химическую отрасль новыми кадрами.
Используя в разработках эффективные и оригинальные конструкторские решения,
современные технологии и материалы, наши специалисты создали оборудование, которое отвечает самым
высоким потребительским стандартам и соответствует международным нормам.
Учебное оборудование марки «Экрос» отвечает не только всем требованиям утвержденных
Министерством образования учебных планов и программ, но и эстетически привлекательно, комфортно для работы,
надежно и безопасно в эксплуатации, На конкурсе «Все лучшее детям» и на выставке в ВВЦ учебная мебель
«ЭВРИКА» для кабинетов химии завоевала золотую медаль. Кабинет химии, поставляемый ЗАО «НПО Экрос», стал
победителем конкурсов «100 лучших товаров», «Сделано в Санкт-Петербурге» и многих других.
Но не только награды конкурсов и выставок дань заслугам наших разработчиков, главную
оценку, безусловно, поставили потребители! Об этом свидетельствует выход нашего продукта на рынки за
пределы РФ и стран СНГ, получение дипломов и признание на международных выставках.
Наша программа четыре года успешно реализуется в образовательных учреждениях. На
сегодняшний день современными кабинетами химии, физики, биологии нами оснащено свыше 700 школ по всей России,
более двухсот техникумов и вузов.
Взяв за основу идею преемственности трех ступеней подготовки кадров:
«школа вуз производство», мы разработали оборудование для школ и техникумов, оснащаем химические кафедры и
лаборатории в профильных вузах страны, ориентируясь при этом на требования, предъявляемые к качеству подготовки
специалистов научными и производственными лабораториями.
Требования эти нам известны, так как на протяжении 14 лет наша компания производит и
поставляет химико-лабораторное оборудование предприятиям всех отраслей промышленности, проектирует и комплектует
лаборатории под задачи заказчика.
ТАКИМ ОБРАЗОМ...
Мы рассчитываем на понимание нашего начинания в химическом сообществе и надеемся, что
предприятия отрасли смогут оказать поддержку лабораторному обеспечению химического образования в своих
регионах.
|