ВСЕГДА НА ШАГ ВПЕРЕДИ!
добавить в избранное | сделать стартовой | порекомендовать сайт карта сайта | обратная связь
КОРПОРАТИВНЫЕ ИЗДАНИЯ
ПРЕССА 2008
ПРЕССА 2006
ПРЕССА 2005
ПРЕССА 2004
ПРЕССА 2003
ПРЕССА 2002
ПРЕССА 2001
ПРЕССА 2000
главная >> о группе компаний >> пресса >> пресса 2007

THE CHIEF (№ 11 (65), ноябрь 2007 года)

Олег Арапов.
Игра по правилам и без...
или заметки на полях


В каждой сфере науки и бизнеса есть свои особенные люди. Особенные – потому что их взгляд на жизнь, образ мышления, видение современного бизнеса очень отличаются от современников. Часто их высказывания необычны и резки, порой и многим людям непонятны, но оттого не менее ценны.

Особенные люди путают своей смелостью. Простому обывателю порой бывает неясно: а зачем, собственно, ему все это надо, и что это он все время на виду и постоянно стремится вперед? Он что, особенный? Почему ему не живется как всем? А наоборот, все должны жить согласно его представлениям?

Ответы на эти вопросы, возможно, вы найдете в этой статье. А может быть, и не найдете. Это зависит от многих причин. Одной из которых, на наш взгляд, является желание узнать: а кто же такие особенные люди и чем их взгляд отличается от нашего? А может быть, в чем-то они сходятся? Возможно, вы тоже особенный человек, и вам тоже есть чем поделиться с читателями?

Такие люди, с одной стороны, опережают время, с другой - приходят вовремя. К таким людям относится Олег Арапов – особенный человек своего времени, ученый и бизнесмен, аналитик и исследователь, смельчак и авантюрист со знаком плюс.

Как обычно, The Chief попытался сохранить всю соль беседы, отделив эту соль от чужеродных примесей.

Научно-производственное объединение «Экрос» нельзя назвать чисто химической компанией (да и остались ли в Петербурге компании такого масштаба?). Разноплановый, хорошо диверсифицированный бизнес занимает крепкие позиции на многих рынках, от производства реактивов (знаменитый «Красный химик»), монтажа модульных лабораторных комплексов и целых строительных городков до разработки и производства элитной косметики. В «Экросе» есть даже такие далекие от науки направления, как грузоперевозки, туристический и охранный бизнес. Поэтому, когда Олег Арапов говорит о ситуации в большом бизнесе, он знает, о чем говорит.

Участь первопроходца

Трудно сказать, повезло ли «Экросу» со временем «рождения». Как и все компании, оказавшиеся у истоков российского бизнеса, его старт пришелся на время экономических коллапсов и тотального развала госпредприятий. С другой стороны, став пионером (и в своем роде законодателем) в своей отрасли, компания получила серьезное преимущество перед многочисленными конкурентами-последователями, появившимися позднее.

Ученый-химик Олег Арапов был одним из основателей «Экроса» и прошел со своей компанией огонь, воду и медные трубы неспокойных 90-х. Впрочем, лучше всего история звучит из его собственных уст:

– Мемуары мне писать рано, но о том, как все начиналось, можно вспомнить (улыбается). То, что было 15 – 16 лет назад, и то, что происходит сейчас – это две огромные разницы.

Я помню: в конце 80-х в химической отрасли никто из здравомыслящих людей почему-то не считал, что перестройка существенно изменит ситуацию. О переходе на рыночную экономику тогда всерьез не думали, поэтому люди от науки не торопились уходить в бизнес. Время показало, что это для меня и моих коллег по «Экросу» организация своего дела оказалась правильным шагом, хотя и довольно рискованным, учитывая реалии тех лет.

Основателями «Экроса» стала группа ученых, работающих в разных институтах. В свое время мы тесно сотрудничали в рамках государственного проекта по изучению влияния на человеческий организм диоксинов – высокотоксичных соединений, источников загрязнения окружающей среды. По-началу «Экрос» продолжил работу в этом направлении, нам удалось заинтересовать своими разработками экологов и органы СЭС. Однако финансовый ступор, в котором в то время оказались государственные организации-заказчики, помешал дальнейшему развитию нашего с ними сотрудничества.

Кадровый голод

Одной из самых сложных проблем, вставших в то время перед руководством «Экроса», стала нехватка квалифицированных кадров. Серьезные специалисты поначалу рассматривали частный бизнес как способ подработки – не более того. Несмотря на упадок госпредприятий, люди до последнего держались за свои старые места работы и надеялись, что рано или поздно все наладится. И только когда на старых предприятиях работать стало невозможно из-за отсутствия и денег, и заказов, научные сотрудники потянулись к частным компаниям.

– К тому времени эти специалисты успевали изрядно «износиться» и перегореть в профессиональном плане, – с сожалением вспоминает Олег Арапов. – Это были потрепанные жизнью люди, мотивировать которых было крайне сложно. Будучи руководителем, я не мог вкладываться в людей – я даже не знал, чего от них ждать и стоит ли их учить. Ты передавал им свое видение дела, учил их и автоматически создавал себе конкурентов! Такое положение дел усугублялось отсутствием системы контрактов: кадры были юридически неуправляемы, и преодолеть все это было чрезвычайно тяжело. Коллектив «Экроса», как и все российское общество того времени, страдал общей аморфностью и неустойчивостью.

Первую (и очень серьезную) проблему аморфности мы преодолели за счет определенного удерживающего начала, а именно, – авторитета руководства. Когда нет государственности (а ее тогда не было), все управление строится на простом биологическом принципе: есть вожак, и вокруг него есть люди, которые его, безусловно, поддерживают. Как правило, это женщины (опять же, срабатывают законы биологии). Женщины более четки, более исполнительны и лучше достигают поставленных задач. А мужчины более изобретательны, они обучаются у руководителя, но потом, если шеф потеряет бдительность, могут нанести эффектный удар в спину.

Я отдавал себе отчет в том, что повышение уровня знаний персонала усилит такие диссоциативные моменты. Но при этом понимал, что, несмотря ни на что, в компании должны работать именно профессионалы. Поэтому мы тратили очень много сил и средств на обучение.

Наши сотрудники стали первыми слушателями одной из первых открывшихся в России бизнес-школ – Калининградского института бизнеса. Почему именно Калининградского? Потому что в то время было крайне сложно найти толковую бизнес-школу. В Москве процветало «выкачивание» денег непонятно за что, в Питере было немногим лучше, а в Калининграде у нас был надежный, компетентный человек, которому можно было доверить обучение кадров. В результате нашего сотрудничества «Экрос» обзавелся одними из лучших в городе специалистами по маркетингу, менеджменту и управлению финансами.

Думаю, что «Экрос» был самой образованной компанией своего времени. Был даже такой случай, когда на юбилее крупного киришского предприятия «Нефтеоргсинтез» их директор сказал: «Вот, посмотрите на "Экрос"! Мы должны достигнуть их уровня по числу кандидатов и докторов наук в компании». При этом, разумеется, не следует рассматривать обучение как самоцель.

Испытание честностью

Второй проблемой, с которой столкнулась молодая развивающаяся компания, стало негативное воздействие внешней среды. Под этим корректным термином следует понимать ни что иное, как бандитизм. В России с этим явлением сталкивается чуть ли не каждый владелец бизнеса, но можно ли это считать нормальным?

– Когда мне говорят, что это естественно и нормально, я привожу один пример. У меня в Финляндии есть достаточно крупный туристический бизнес. Так вот: у меня там нет ни одного охранника. Ни одного. Периодически приезжает полиция, проводит осмотр и это все, там этого вполне достаточно. Представляете, насколько этот бизнес рентабельнее там, чем был бы здесь?

Самое неприятное, что с годами ситуация в России стала ненамного лучше. Любой бизнес у нас по-прежнему готовы разрушить. Пока все к тебе относятся более-менее хорошо, ты работаешь, но стоит отношениям испортиться – готовься хоронить свой бизнес. Тем компаниям, которые сумели в такой обстановке продержаться на плаву 18 лет, надо подарить по памятной медали. Они приобрели уникальную бойцовскую закалку.

Отношение в обществе к бизнесу как к дойной корове было и осталось. Просто сейчас стало чуть-чуть легче: слишком уж много компаний теперь действует на рынке, и ты уже не так сильно выделяешься на их фоне. А лет 7 – 8 назад мы были слишком заметными.

Не могу ничего с собой поделать – я честный до предела, и жить с этим тяжело. Я бы мог бросить все и уехать за границу, как сделали многие. Но я знаю, что Родина у меня одна и я во что бы то ни стало, останусь здесь.

Идейный бизнес

Проникнувшись таким патриотическим посылом, искушенный читатель наверняка задастся вопросом: а как насчет реализации всех этих принципов на практике?

– «Экрос» с самого начала занимался обеспечением лабораторного контроля промышленных предприятий и предприятий, занимающихся экологическим контролем. По сути, это до предела социально ориентированная задача. Лаборатории экологического контроля призваны улучшать качество нашей жизни через систему вода-пища-воздух. Кстати, знаете, какая из этих трех составляющих влияет на здоровье человека сильнее всего? На первом месте стоит вода, на втором – воздух, и только на третьем – пища. То есть, качество еды не столь существенно для человека, как вода и воздух. Сейчас люди склонны преувеличивать значение пищи и недооценивать влияние остальных двух факторов.

«Экрос» занимается только социально ориентированными бизнесом. Мы никогда не занимались и не будем заниматься продажей металла, хотя это и очень доходно. Мы выбрали главное направление своей деятельности и предпочитаем его придерживаться. Нам приятно осознавать, что, выпуская качественные лаборатории, мы косвенно обеспечиваем людей отличной продукцией и улучшаем качество их жизни. При этом растет и доходность предприятий, продающих проверенную продукцию.

Главной идеологией нашего бизнеса всегда было и есть – дать лучшее предложение для предприятий по формированию лабораторий качества. И я без ложной скромности считаю, что сейчас предложения «Экроса» не только лучшие по России, но и конкурентоспособны на мировом уровне.

Интеллект без права на защиту

Хорошая идея всегда приносит деньги. Плохая – их уносит. Одна из главных проблем современной российской экономики – отсутствие маломальской защиты интеллектуальных прав. Воровство идей – главного капитала наукоемких производств – в России не просто распространено. У нас такое воровство приобрело форму серьезного конкурентного преимущества.

– Возьмем, к примеру, лабораторную мебель, – поясняет Олег Арапов. – Это обязательный атрибут любой лаборатории. Когда-то в России ее импорт составлял 100 %. Мы были первыми, кто сделал мебель, качество которой не уступало западным образцам, и уверенно вошли на этот рынок. Вдохновившись нашим успехом, все ринулись за нами – начали копировать, беззастенчиво воруя наши идеи. Конкуренты ничуть не стеснялись рекламировать себя таким образом: «У нас все такое же, как в "Экросе", только дешевле». Случались и просто вопиющие случаи. Например, часть заказов мы размещаем на других заводах. В один прекрасный день руководитель крупного машиностроительного предприятиями заявил нам: «Это все наше, теперь мы будем выпускать эту продукцию под своим именем». Судебная тяжба длилась три года. Да, мы доказали свою правоту, но все это время предприятие безнаказанно выпускало нашу продукцию, вызывая подвижки на рынке и успело запустить второе дублирующее производство. По западным меркам это нонсенс, но у нас, к сожалению, такое возможно.

Теперь рассмотрим другой механизм воровства. Как формируется себестоимость продукции? В ней есть часть твоих инвестиций, вложений в разработки. Когда их нет, и ты просто берешь готовое, у тебя себестоимость априори меньше. А если ты еще и непорядочный человек, то сделаешь свой контрафактный товар похожим и внешне – это пресловутый китайский поход. Для таких фирм, как мы, это удар ниже пояса.

О пользе естественных наук

Казалось бы, такое положение вещей способно отбить любую тягу к новаторству. Однако «Экрос» продолжает штурмоватъ рынок свежими идеями. Опять же, по идейным соображениям...

– Я очень долго, лет пять, инвестировал деньги в разработку нового продукта для школы, – признается Олег Арапов. – Я заранее знал, что за этим проектом – будущее. Да и вообще: чем больше людей в России будет обучаться естественным наукам, тем богаче будет наша страна. Только не примите это за дешевый пафос. Дело в том, что у человека с естественнонаучным образованием гораздо шире круг возможностей. После окончания вуза он может заняться гуманитарными науками – начать писать стихи, стать искусствоведом. А вот после гуманитарного института уйти в химию или, скажем, физику практически невозможно. Вообще, в цивилизованном мире среди успешных бизнесменов принято отдавать детей в естественные науки. А потом, когда к ним приходит реальное осознание собственных желаний и возможностей, они могут заняться чем угодно. Скажем, я не считаю себя химиком, я – управленец. Понимание этого пришло, разумеется, не за школьной скамьей, а намного позже. Но именно химическое образование помогло мне реализовать свои менеджерские способности.

Вместе с тем я, например, могу и улицы убирать с удовольствием – это я всегда говорил без всякого бахвальства. Но я буду делать это интересно, и меня совершенно не будет смущать то, что я убираю улицы. Главное – чтобы у человека была своя генеральная линия, которой надо стараться следовать.

Я уже лет 10 постоянно нахожусь в поиске людей, с которыми можно общаться не только в терминах «кто сколько получил». Мне всегда были интересны люди, которые бьются за идею, потому что так жить красиво и интересно. А при грамотном подходе – и доходно. Ну а если что-то пойдет немного не так – ничего страшного. Я, например, был ошеломлен, когда после дефолта масса народу пустила себе пулю в лоб. Наша компания тоже прошла через все эти экономические тернии. Но к работе, к бизнесу нужно относиться как к игре: если ты выиграл – это здорово, получай удовольствие, а если проиграл – что делать, ну в следующий раз выиграешь. Не надо относиться к бизнесу суперсерьезно. Игра есть игра. Но лучше играть по правилам. Согласны?

Комментарии

Олег Витальевич Арапов, канд. хим. наук., генеральный директор ЗАО «НПО Экрос». Родился 25 мая 1952 года в Пензе. В 1974 году окончил химический факультет Ленинградского государственного университета. В настоящее время работает над докторской диссертацией.

В 2001 году был избран действительным членом Российской Метрологической академии. В 2002 году награжден Золотым Почетным знаком «Общественное признание», за деятельность, способствующую процветанию России. В 2005 году ему был вручен «Орден Признания» за деятельность в области науки и производства и орден «Звезда российского менеджмента-2005» за высокие достижения в управленческой деятельности и успешное внедрение инновационных технологий. В 2006 году Олег Арапов был удостоен Диплома Законодательного Собрания Санкт-Петербурга, ему была вручена медаль «К 300-летию Санкт-Петербурга».

О компании

Научно-производственное объединение «Экрос» – ведущий российский производитель и поставщик лабораторного оборудования и аналитических приборов, модульных зданий и лабораторной мебели, лабораторной посуды и химических реактивов. Также в компетенцию «Экроса» входит комплексное решение химико-аналитических задач в сфере промышленности, науки и образования. Безупречная деловая репутация компании держится на нескольких китах: качестве поставляемой продукции и выполняемых работ и услуг, индивидуальным подходе к каждому клиенту, а также высоком уровне профессионализма сотрудников.

Step by step

Конец 1980-х. Основатели «Экроса» – приборостроители, химики и иммунологи – работают в разных ленинградских институтах, но в рамках одного государственного проекта по изучению влияния диоксинов на человеческий организм. В ходе работы рождаются идеи, выходящие за рамки исследования. Именно эти невостребованные наработки стали стартовым капиталом будущих предпринимателей. Имея опыт работы с ядовитыми веществами, ученые стали давать консультации целлюлозно-бумажным комбинатам по экологической безопасности.

1990. Основано ЗАО «Экрос». Название компании произошло из словосочетания «экология России», так как изначально компания занималась изучением влияния диоксинов на человеческий организм. В это же время задан основной вектор развития нового предприятия, а именно, – разработка и производство современного лабораторного оборудования и комплексное оснащение лабораторий различного профиля.

1992. Фирма участвует в экологических программах Северо-Западного региона.

1993. «Экрос» начал выпуск химических реактивов. Организованы первые региональные представительства в Москве и Перми.

1994. Компания развивает новое направление деятельности – программу комплексного оснащения лабораторий. Открывается первый магазин-салон в Петербурге.

1996. «Экрос» начал строительство промышленной зоны со складскими и производственными площадями на Шкиперском протоке.

1997. Начало выпуска лабораторной мебели серии «Экология».

1998. Освоено новое направление деятельности – производство лабораторных сит.

1999. Компания начала производство лабораторной посуды из полипропилена. Разработала и запустила в производство первую модульную лабораторию. Освоила производство обеззоленных бумажных фильтров. На это же время пришлось начало реализации программ комплексного оснащения кабинетов химии в школе, а также создания и обновления учебно-лабораторной базы вузов (в дальнейшем программы получили признание на федеральном уровне).

2000. Открыт аналитический центр. 10-летний юбилей компании «Экрос»: за десять лет компания прошла период интенсивного развития и заняла прочные позиции лидера на рынке производства и продаж лабораторного оборудования.

2002. ЗАО «Экрос» преобразовано в ЗАО «Научно-производственное объединение Экрос». НПО награждено дипломом и медалью победителя всероссийского конкурса «1000 лучших предприятий России» за высокую деловую активность и эффективную деятельность.

2004. На предприятиях «Экроса» внедрена система менеджмента качества.

2005. Система менеджмента качества сертифицирована на соответствие требованиям ИСО 9001-2001 в системе сертификации ГОСТ Р и требованиям ISO 9001:2000 в международной системе сертификации IQNet. Очередная победа в конкурсе «1000 лучших предприятий и организаций России».

2006. На сегодняшний день научно-производственное объединение «Экрос» представляет собой многофункциональную организацию, состоящую из 17 российских разнопрофильных компаний и 18 региональных представительств.

Copyright ECROS 2006. Правовая информация