Восточный экспресс
Реализуя в сжатые сроки проект современного лабораторного комплекса на новом
нефтеналивном терминале в Уяре, компания «Экрос» продемонстрировала высокий профессионализм и
эффективность.
Официальные визиты лидера страны готовятся не за день и не за месяц.
Историческая поездка Владимира Путина в Китай в марте этого года, открывшая дорогу
широкомасштабному сотрудничеству России и Поднебесной в сфере поставок энергоносителей,
также дала импульс развитию отгрузок российской нефти в КНР задолго до своего начала.
Однако вряд ли об этом подозревали в маленьком сибирском городке Уяре, в котором самыми
большими событиями раньше были разве что концерты лагерной самодеятельности да частые
пожары.
Быстрое решение
В конце января 2005 года в Уяр прибыл с рабочим визитом первый вице-президент ОАО «Российские
железные дороги» Хасян Зябиров. Внимание его привлекла расположенная здесь заброшенная
нефтеналивная станция. Визит высокого московского начальства ошарашил местных руководителей,
но выглядел вполне логичным в свете целей, которые хорошо видны из московских кабинетов.
Развитие крупномасштабной нефтедобычи в Восточной Сибири заложено в ключевые
приоритеты государственной Стратегии развития нефтегазовой отрасли РФ. Однако без экспортной
развязки реализация крупномасштабных проектов нефтедобычи в регионе не могла бы получить
полновесной финансовой поддержки. Ведь до запуска нефтепровода Восточная Сибирь Тихий Океан
(ВСТО) оставались еще годы работы и миллиарды долларов инвестиций. Требовалось быстрое и
эффективное решение.
Вместе с Зябировым в те январские дни на территорию заброшенного предприятия
прибыл начальник Красноярской железной дороги Владимир Супрун, все руководители магистрали,
заместитель губернатора Красноярского края Виталий Бобров, а также представители
вертикально-интегрированной «Роснефти» и российского трубопроводного монополиста
«Транснефти».
Первый вице-президент ОАО «РЖД» отметил тогда, что нефтеналивной пункт в Уяре
сохранился в идеальном состоянии, если учесть, правда, что его закрыли более 20 лет назад. Позже
в управлении Красноярской железной дороги по этому поводу состоялось совещание, на котором
железнодорожники, нефтяники и представители краевой администрации обсудили возможность
восстановления нефтеналивного пункта в Уяре. В целом, проект был предварительно одобрен. Правда,
на решение вопроса ушло еще несколько месяцев.
Новый нефтеналивной терминал в Уяре был призван решить проблему железнодорожных
перевозок нефти на восток. Уже к началу 2006 года «Транснефть» прогнозировала дефицит возможностей
по обеспечению перевозок нефти железнодорожным транспортом на восток как и на российские
дальневосточные НПЗ, так и в Китай. В условиях, когда огромный рынок Китая предоставляет
российским экспортерам весомые финансовые возможности по развитию восточносибирских месторождений,
а до реализации трубопроводного проекта Восточная Сибирь Тихий Океан (ВСТО) оставалось потратить
несколько лет и миллиарды долларов инвестиций, требовалось срочное транспортное решение. Стоимость
проекта была оценена в 1,2 млрд рублей (более $40 млн). Слишком высокая стоимость для временного
транспортного решения...
Введение в эксплуатацию Уярского терминала «разгрузило» нефтеналивные станции
Зуй и Суховская Восточно-Сибирской железной дороги, которые работали на максимуме пропускной
способности. По мнению экспертов, в течении первых четырех-пяти лет загрузка нефтеналивной
эстакады в Уяре будет полной. У железнодорожников сомнений в успешности проекта не было.
Долгосрочная стратегия
Первая очередь нефтеналивного терминала в Уяре, решение о строительстве
которого приняли в начале 2005 года после подписания договора о поставках российской нефти в
Китай, была сдана в первом квартале 2006 года. В строительство только первой очереди терминала
«РЖД» вложили 1,2 млрд руб. При этом изначально планировалось, что нефть с нового нефтеналивного
терминала будет транспортироваться также и на принадлежащий компании «Роснефть»
нефтеперерабатывающий завод в Комсомольске-на-Амуре.
В начале апреля со станции Уяр был отгружен первый поезд с нефтью назначением
на станцию Дземги Комсомольского отделения Дальневосточной железной дороги (Хабаровский край).
Далее путь лежал в Китайскую Народную Республику. Начало этих отгрузок стало воплощением в жизнь
планов по серьезному увеличению загрузки Байкало-Амурской железнодорожной магистрали. По словам
заместителя начальника Дальневосточной железной дороги Олега Пономарева, ежемесячно по этому
маршруту планируется отправлять более 200 тыс. т нефти.
Долголетие вновь построенного комплекса в значительной мере зависит от
изначально заложенных в его оснащение возможностей. Важный момент куда и какая нефть будет
отгружаться через три года, через пять, пятнадцать лет. Близость магистрального нефтепровода
«Транснефти» позволяет сегодня наливать на терминале на экспорт нефть западносибирских
месторождений и для дальневосточных российских НПЗ. Соседство восточносибирских месторождений
может привнести в систему и на терминал нефть, весьма отличающуюся по качеству.
Банковская точность
В «Транснефти» давно готовы к введению системы банка качества нефти,
позволяющего производителям различных сортов нефти получать не привычную сегодня ценовую
«уравниловку», а бонусы за качественные объемы и скидки за нефть худшего качества. На введении
этой системы настаивает руководство страны и, вероятно, именно на восточных направлениях эта
система может заработать в первую очередь, ведь в нее там не попадают объемы татарстанских и
башкирских месторождений с тяжелой высокосернистой нефтью.
Еще один важный момент: падение добычи на западносибирских месторождениях
вынуждает нефтяные компании более активно пользоваться так называемыми поверхностно-активными
веществами (ПАВ), которые все существенней влияют на качество нефти, сдаваемой в систему
«Транснефти», в частности, влияя на содержание хлорорганических соединений. Этот показатель
качества нефти с недавних пор нормируется и строго контролируется в соответствии с требованиями
ГОСТ Р 51858-2002.
Опыт с миллиардами тонн нефти, отправленной на экспорт, научил «Транснефть»
весьма жестко контролировать качество того, что попадает в ее систему и отгружается с экспортных
терминалов в портах и на железнодорожных эстакадах трубопроводной компании. Экспорт в восточном
направлении, как было сказано выше, предъявлял особые требования к контролю качества.
Перед авторами проекта строительства нефтеналивного комплекса в Уяре встала
острая проблема: в кратчайшие сроки построить наиболее современный в нефтегазовой отрасли страны
лабораторный комплекс.
За выполнение непростого по срокам и требованиям проекта взялись специалисты
ЗАО «НПО Экрос» из Санкт-Петербурга. Известная своими инновационными подходами, компания успешно
выполнила задачу в срок и при этом вписалась в бюджет проекта, обеспечив «Транснефть» передовым
технологичным лабораторным комплексом в стране.
Справка OilMarket
Расположенный всего в 6 км от магистрального нефтепровода «Транснефти»
терминал оборудован двухсторонней эстакадой: с каждой стороны можно одновременно наливать по 37
цистерн. Пункт нефтеналива располагает шестью емкостями: четыре вместительностью по 5 тыс. т
нефти, две по 20 тыс. т. Мощность терминала позволяет Красноярской железной дороге производить
погрузку 300 400 цистерн нефти в сутки. Прогнозируемые объемы погрузки на 2006 год 3,9 4 млн т
нефти. В 2007 году дорога планирует выйти на уровень в 6 млн т. Максимальная мощность терминала
9 млн т нефти в год.
Введение в эксплуатацию терминала в Уяре позволило обеспечить бесперебойное
снабжение нефтью Дальневосточного региона России (нефтеперерабатывающие заводы «Роснефти» в
Комсомольске-на-Амуре и НК «Альянс» в Хабаровске).
Нефтеналивной комплекс и нефтебаза находятся на окраине Уяра, в 130 км к
востоку от Красноярска. Как ожидается, строительство комплекса окупится уже через два года
после начала поставок. С запуском терминала создано более ста рабочих мест, в основном для
высококвалифицированных работников.
Приоритет надежность!
OilMarket встретился с директором Службы по науке и развитию ЗАО «НПО Экрос»
Валерием Шкуровым.
OilMarket: Известно, что построенный в Уяре модульный лабораторный комплекс
один из наиболее современных в РФ и бывшем Союзе. Какие задачи решает лаборатория?
Валерий Шкуров: Созданный на нефтеналивном терминале в Уяре лабораторный
комплекс решает главную задачу контроль качества нефти при железнодорожных перевозках на
Восток, а также при транспортировке по системе магистральных нефтепроводов. Оборудование
лаборатории позволяет проверять качество нефти, как по отечественным, так и по мировым
стандартам с учетом особых требований ОАО АК «Транснефть».
OilMarket: Известно, что лабораторный комплекс построен в Уяре в чрезвычайно
сжатый период времени. Можно ли говорить о том, что проект реализован компанией в рекордно
короткие сроки и если да, то каким образом это удалось обеспечить?
Валерий Шкуров: Модульная лаборатория это проектирование, изготовление и
монтаж здания с технологическими системами жизнеобеспечения, оснащение специальной лабораторной
мебелью, поставка и ввод в эксплуатацию приборов и оборудования. Все эти составляющие проекта
действительно реализованы в рекордно короткие сроки. В условиях жестких временных рамок огромную
роль играет отработанная в компании согласованность работы всех подразделений и высокий
профессионализм каждого специалиста. Научно-техническим отделом осуществлена проработка
поставленной задачи с выбором оптимальных решений по приборам и оборудованию при наиболее
рациональном их размещении. Это позволило центру управления проектами в сжатые сроки разработать
проект лабораторного комплекса и реализовать его строго по графику, а отделу закупок осуществить
поставки широкого спектра оборудования. Напряженная и слаженная работа всего коллектива компании
привела к искомому результату. В реализации этого проекта в полной мере проявилась стратегия
компании гарантированное качество с максимальным выполнением требований и удовлетворением
ожиданий наших авторитетных партнеров-заказчиков.
OilMarket: Чем опыт реализации проекта строительства лабораторного комплекса
на узле налива Уяр будет способствовать реализации других подобных проектов в России и странах
СНГ?
Валерий Шкуров: Проект лабораторного комплекса в Уяре, даже для такого мощного
и искушенного заказчика как ОАО «АК «Транснефть», является уникальным по скорости и масштабу
исполнения, по характеру и количеству задействованных специалистов, по видам и назначению приборов
и оборудования в рамках поставленной задачи и согласованного решения. Реализация проекта позволила
предложить не только все лучшие наработки, но и новые инженерные и технологические решения. Мы по
праву гордимся данным проектом, доказавшим, что ЗАО «НПО Экрос» в области разработки и создания
модульных лабораторных комплексов по-прежнему является лидером на российском рынке.
OilMarket: За пять лет, с тех пор как в ЗАО «НПО Экрос» началось изготовление
модульных лабораторных комплексов, вашей компанией реализовано несколько десятков проектов.
Очевидно, что накоплен огромный опыт, который можно использовать на благо клиентов. Какие
наработки оказались особо востребованы при реализации такого стратегически важного для развития
нефтегазовой отрасли РФ проекта строительства узла налива в Уяре?
Валерий Шкуров: Действительно, ЗАО «НПО Экрос» накопило большой опыт по
строительству модульных лабораторных комплексов (МЛК) и это, безусловно, очень ценно для наших
клиентов. Что же касается наработок, то здесь важно напомнить: при монтаже и вводе в эксплуатацию
таких модулей нет мелочей, которыми можно было бы пренебречь примеров тому множество. Особо
важно отметить оптимальную планировку МЛК, разработанную с учетом всех требований нормативных
документов и пожеланий заказчика, изготовление модульных конструкций в максимально сжатые сроки,
благодаря отработанной технологии производства в ЗАО «НПО Экрос», а также согласованной работе
специалистов. Для наших заказчиков важен комплексный подход к решению уже сформированных или
будущих потребностей. Это пуско-наладочные работы аналитических приборов и сложного
оборудования, обучение персонала лаборатории работе на новом оборудовании силами авторизованных
сервис-инженеров, методическая помощь в проведении сложных видов испытаний нефти и подготовке
лабораторий к аккредитации экспертами компании. Нередко другие фирмы нанимают для этих целей
различных подрядчиков, не подозревая, как важна в таких проектах координация всех усилий. А ЗАО
«НПО Экрос» выполняет всю эту работу комплексно, опираясь на свой огромный опыт.
OilMarket: Очевидно, что развитие ресурсной базы Восточной Сибири
отечественными нефтегазовыми компаниями (одно из приоритетных направлений Стратегии развития
нефтегазовой отрасли страны на предстоящие 15 20 лет) потребует учета местной климатической и
отраслевой специфики. Каковы предложения и рекомендации ЗАО «НПО Экрос» компаниям-инвесторам,
готовящимся активно развернуть свою деятельность в Восточно-Сибирском регионе?
Валерий Шкуров: Нашим клиентам мы могли бы посоветовать очень внимательно
относиться к выбору партнеров по созданию новой лаборатории, не забывая о перспективе ее
дальнейшей работы. Огромная, и отнюдь не так хорошо освоенная, как Западная Сибирь, Восточная
Сибирь в целом и Красноярский Край, в частности, не прощают ошибок. Здесь ни в коем случае не
следует делать приоритетными более упрощенные варианты, а следует выбирать перспективное,
надежное и высокопроизводительное лабораторное оборудование а также качественную лабораторную
мебель и соответственно относиться к выбору поставщиков. Нельзя забывать и о последующем
обслуживании и сопровождении уже построенных лабораторных комплексов, о возможности технического
обслуживания, гарантийного и послегарантийного ремонта, консультационной и методической поддержке
специалистов. Наличие собственных производственных баз, сервис-центра, региональных
представительств компании с развитой инфраструктурой дает ЗАО «НПО Экрос» возможность выполнять
все задачи, которые ставят перед нами наши партнеры.
Orient express
Russian engineering firm Ecros proved its high standards while completing
under pressure of time and Siberian freeze a modern lab at the Uyar rail oil loading terminal in
Krasnoyarsk Kray.
The Russian head of state's official visits to the Middle Kingdom are usually
prepared well in advance. Vladimir Putin's historic trip to China in March this year paved the way
for the start of a broad cooperation between Moscow and Beijing in the energy supplies sector,
giving a particular boost to Russia's crude exports to China even before the talks began. The
people in the small Eastern Siberian town of Uyar were unlikely to suspect just what this implied
for them the sleepy town is known only for a few local canter stage festivals and frequent fire
accidents.
A quick decision
At the end of January 2005, first deputy president of Russian Railways Khasian
Zyabirov paid a working visit to Uyar where an abandoned oil loading terminal had caught his eye.
Though the visit of high Moscow official dumbfounded the local leadership, it was in fact very
logical in terms of the goals targeted by high Moscow offices.
The projects on large-scale oil production in East Siberia is one of the key
priorities in the development strategy of Russia's oil&gas sector. Yet without export lines, such
oil production projects in the region could hardly get a full-powered financial support. And there
are still years of work and billions of dollars ahead before the East Siberia Pacific Ocean
(VSTO) oil pipeline starts shipments. Quick and effective solutions were required.
Krasnoyarsk Railways chief Vladimir Suprun, all regional railways managers and
Krasnoyarsk Region Governor Vitaliy Bobrov accompanied Zyabirov around the territory of the
abandoned enterprise that fateful January. Representatives from the vertically-integrated Rosneft
and Russian pipeline operator Transneft were also along for the trip.
Zyabirov noted then that Uyar oil loading station was in ideal condition,
taking into account that it had been closed for 20 years. Later at a meeting on the issue in the
Krasnoyarsk Railways management, railway men, oil men and representatives of the regional
administration discussed the possibility of reopening the terminal. The project was given a
preliminary go-ahead, though several months still were required to approve the project draft
design.
The Uyar oil terminal had been chosen to solve the challenge of eastward oil
rail shipments. By early 2006, Transneft forecasted a shortage in capacity for eastward crude rail
shipments both to Russian Far East refineries and to China. At the time when the huge Chinese
market presents Russian exporters with highly lucrative financial opportunities on developing East
Siberian fields, and several years and billions of dollars remained to be spent for the
construction of the Eastern Siberia Pacific Ocean (VSTO) pipeline, transport issues had to be
solved fast. The project was valued at over $40mn too much for a temporary solution.
Bringing the Uyar terminal on line «eased the burden» for the overloaded Zuy
and Sukhovskaya rail terminals of East Siberian rail road. Experts estimate Uyar terminal will
reach its full capacity load within four to five years. The rail men had no doubt the project
would be successful.
The long-term strategy
The first stage at Uyar terminal was opened in 1Q 2006, only a «tick» after
the project had been approved (in the beginning of 2005) following inking oil supply agreements
between Russia and China. An investment of some $45mn was made in just the first stage of the
project. From the outset the project also included option for shipments of crude from the new
terminal to the Rosneft'sl 16,000 b/d Komsomolsk refinery.
In early April, Uyar terminal loaded crude into the first train pencilled for
delivery to the Dzemgi station on the Komsomolsk line of the East Siberian Railroad (Khabarovsk
Region). From there, the route continues to China. The beginning of the shipments was the
incarnation of plans to boost oil supplies along the Baikal-Amur Railway rail trunk line. Far East
Railroad deputy director Oleg Ponomarev said over 200,0001 of crude was to be shipped along this
route monthly.
The service life of the new terminal depends on its design capacities. One
important factor is where crude will go and what quality will be shipped from here in three, five
or fifteen years' time. Proximity to the Transneft trunk pipeline enables loadings of West
Siberian volumes for exports and for Russia's Far East refineries. However, neighbouring Eastern
Siberian fields may well bring to the terminal new volumes of crude with different
qualities.
A banker's finesse
By now, Transneft has long been prepared to introduce the system of the crude
quality bank to enable producers get bonuses for quality volumes and discounts for poor-quality
oil instead of today's typical «one-price-for-all» shop. The country's leadership also insists on
introducing this crude quality bank system and it is quite likely that the bank will begin
operating on eastbound routes first, where it would be free from heavy and sour crude produced in
Tatarstan and Bashkortostan.
Another important point is that falling production at West Siberian fields
forces oil companies to increasingly use so-called surface acting agent (SAA), which have
increasing impact on the quality of crude moved by Transneft, in particular on the content of
organic chlorine compounds in the system (controlled by recently issued Russia's GOST standard
R 51858-2002 for organic chlorine compounds).
Transneft's experience of exporting billions of tonnes of crude has taught the
company to exercise very strict control over the quality of what gets into its systems and what is
loaded at the pipeline operator's export terminals, ports and railroad stations. Eastbound export
direction requires particularly strict quality monitoring.
The designers of the Uyar terminal project faced a very acute problem:
building the laboratory complex in the shortest amount of time possible while making it the most
modern in the country's oil&gas sector.
Specialists from Ecros in St. Petersburg took on this complicated challenge.
The company, which is famed for its innovative approaches, completed the task in time and on
budget.
OilMarket info
Just six kilometres from the Transneft trunk pipeline, the terminal is
outfitted with a double-sided rack with loading capacity of 37 rail tanks on each side. The
terminal has six storage facilities, 4x5,000 m3 and 2x20,000 m3 of crude. The terminal's capacity
allows the Krasnoyarsk Railroad operator to load 300 400 rail tanks a day. In 2006 the terminal
is supposed to load some 3.9 4mn t of crude, the next year 6mn tpa (the terminal's maximum
capacity is 9mn tpa).
Oil from Uyar has now started moving along the Baykal-Amur trunk railway. The
launch of the Uyar terminal ensured sustainable crude deliveries to Russia's Far East (the
Rosneft's 116,000 b/d Komsomolsk refinery and Alliance's 114,000 b/d Khabarovsk refinery).
The oil terminal and the tank farm are located on the outskirts of Uyar, 130km
east of Krasnoyarsk. The project is expected to break even two years after supplies began. Some
100 jobs have been created at the terminal in the process, mostly for highly-qualified labour
force.
Reliability is a must
OilMarket met Ecros R&D director Valeriy Shkurov.
OilMarket: The laboratory built in Uyar is one of the most modern in Russia
and the FSU. What analyses can be performed at the complex?
Valeriy Shkurov: The Uyar laboratory complex controls the quality of eastbound
crude loadings, both rail and pipeline ones. The equipment installed enables monitoring crude
quality according to both Russia's domestic and international standards depending on Transneft
requirements.
OilMarket: We know the Uyar laboratory was built in a very short time. Could
you say the company built it in record time, and if yes, then how did you manage to meet the
objective?
Valeriy Shkurov: Installing a modular laboratory means design, manufacture and
setup of a building with housing facilities, tailor-made labs furniture, equipment and other
devices indeed, all this was accomplished in record short time-frame. When time is pressing,
teamwork and high professionalism of each worker come into play. Ecros' R&D department assessed
the project and chose optimal equipment solutions, enabling literally instant design of the
project by project management department and equipment supply by the company's sales department.
The flawless work of every expert in the company ensured us meeting the challenge. The project
showed the relevance of the company's strategy guaranteed quality with maximum attention paid
to the clients' requirements and hopes.
OilMarket: How will experience in building the Uyar lab help in other projects
in Russia and the CIS?
Valeriy Shkurov: Even for such a powerful and sophisticated client as
Transneft, the Uyar laboratory complex is unique by its scale, timeframe, number of experts
involved, types of equipment supplied and project engineering methods. We are proud of this
project as it confirmed that Ecros remains the leader on the Russian market with integral
approach to design, set up and equipment installation for the labs modules.
OilMarket: In the five years since Ecros began to build modular laboratory
complexes, the company has completed several dozens of projects. Obviously, a lot of experience
has been built up which can be put to use for clients. What innovations turned out to be
especially valuable during the Uyar project which was so important to developing Russia's
oil&gas sector?
Valeriy Shkurov: Yes, Ecros did gain a lot of experience in building modular
laboratory complexes and no doubt this is very valuable to our clients. As far as innovations,
I should highlight that there is no detail too small to mind when assembling and building such
complexes. There are many examples; it is highly important to optimise the floor-plan at the
complex while paying attention to all normative documents and the client's requirements, instant
manufacture of labs' modules using Ecros technology and good teamwork. The complex approach is
the key requirement of our clients. This includes start-up runs in installing complicated analytic
equipment, instructing of laboratory personnel by certified service engineers, help in complex
analysis of oil and in run-up to certification. Often companies hire a whole slew of
sub-contractors for this, not suspecting the significance of well orchestrated one-team play.
Ecros installs its projects single-handedly, using its vast experience.
OilMarket: It's clear that the resource base of Russian oil&gas companies
in East Siberia a priority in the Russian Development strategy in the sector for the coming
15 20 years requires recognition of local climate and sector specifics. What recommendations
can Ecros give to investors who are gearing up to expansion in the East Siberia region?
Valeriy Shkurov: First of all, we would recommend our clients to be very
careful in choosing their regional partners in supplying and after-sales work on new laboratories.
East Siberia territory in general the vast and not as civilised as West Siberia land and
Krasnoyarsk Region in particular, do not forgive mistakes. You cannot make cheap choices and must
select reliable and high-quality equipment and labs machinery, being at the same time careful in
choosing a supplier. You also must keep in mind the future servicing works, i.e. guarantee and
after guarantee repairs, technical servicing, consulting and the reliable customer support. With
this in mind, it's clear what advantage we have with our own production bases around the country,
service centres, regional representation and developed infrastructure. This is why Ecros can
fulfil all the tasks in the region our clients present us.
|